Недавно состоялся разговор с мамой десятилетнего мальчика, в
котором она пожаловалась не рассеянность ребёнка как ученика и просто как
человека. Мальчик мог записать предложения без пропущенных букв со множеством
ошибок, перепутать цифры в математических примерах…
После определённого тестирования выяснилось, что зрительная
система ребёнка настроена на так называемый «ключевой» элемент. Ключевым
элементом в информации называется тот элемент, который акцентирует на себе
внимание. Одновременно с ним проходят «теневые» элементы, которые
воспринимаются подсознанием и анализируются без проявления в основном сознании.
Практически это выглядит так. Предлагается послушать рассказ
и запомнить все слова на букву «к». Алгоритм запоминания при ведущем ключевом
элементе будет, как правило, фрагментарным. То есть после десятка слов внимание
ослабеет, так как произойдёт теневая перегрузка подсознания. В теневой
перегрузке будут участвовать те слова, образы звучания которых будут
восприниматься наравне с образами ключевого звучания. При ослаблении внимания,
включится реверсивная функция оперативной памяти, выраженная в попытке
проиграть запомненные слова ещё раз. Это ещё больше ослабит внимание и внесёт
дезорганизацию в процесс запоминания, выраженную в сомнении относительно
возможных повторов.
В результате, когда мальчику было предложено назвать
количество слов, которые он услышал, он назвал одну треть от общего объёма! (21
из 65).
Похожим образом ведёт себя его внимание при прочтении
заданных условий в учебниках. То же наблюдается в толковании слов.
Чем это может закончится – нетрудно предположить. Общество
получит зависимое сознание, способное мыслить только линейно с помощью
ключевого элемента. Зависимость будет выражена не только в ослабленной
аналитике, но и в неспособности сознания не анализировать «теневую» информацию,
получаемую с той же рекламой, например.
Применительно к данному случаю, показателен момент с другим
ребёнком восьми лет.
Мышление данного мальчика достаточно целостное, и когда ему
нужно было решить задачу, то он никак не мог понять условие, где требовалось
найти одно неизвестное (последнее в условии), а всего неизвестных было два, и
первое выступало в качестве «промежуточного» неизвестного. Поставленная задача
являлась ни чем иным, как ОБУЧЕНИЕМ ребенка мыслить с помощью ключевого
элемента, принимая промежуточный (теневой) элемент.