Вторник, 23.04.2024, 20:48

Главная » 2009 » Январь » 19 » Наша Вселенная -- "мыльный пузырь"
Наша Вселенная -- "мыльный пузырь"

Большинство астрономов мира было озадачено результатами микроволнового анизотропного зондирования, проводимого НАСА (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, НАСА), которые вновь разожгли дебаты о конечности Вселенной. Команда ученых объявила о своих результатах обработки наблюдений относительно размеров нашей Вселенной, которая по их мнению предстает относительно маленькой, замкнутой зеркальной системой, вызывающий иллюзорный эффект того, будто бы пространство простирается в бесконечность.

В центре дебатов – результаты наблюдений космического аппарата НАСА Wilkinson Microwave Anisotropy Probe (WMAP), который был запущен в 2001 году. Его задачей было исследование остаточного радиационного фона во Вселенной, который как считают положил начало развития Вселенной.

Астрономы интересуются тем, насколько сильны различия амплитуды и размеров микроволновых колебаний фонового излучения, поскольку они показывают важную информацию о ранней Вселенной, и может рассказать нам о том, насколько большая Вселенная сегодня. Большинство астрономов раньше считала, что Вселенная бесконечна и плоская. Теперь же, после новых результатов наблюдений, их стереотипы были подвергнуты большому сомнению.

Дело в том, что если бы Вселенная была бесконечной, то микроволновый фон должен иметь неограниченный диапазон волн в пространстве Вселенной. Но наблюдения WMAP показали наличие строго ограниченного набора фонового излучения.

Компьютерные обработки этих результатов наблюдений, которые моделировали рождение микроволнового фона, показали возможность наблюдений таких картин только в ситуации, когда наблюдались сотни отражений первичного излучения микроволнового фона от какого-то препятствия. Но это могло подразумевать, что сама Вселенная имеет ограниченные размеры, которые представляют собой замкнутую сферу в четырехмерном пространстве, не выпускающую свет.

Таким образом, Вселенная предстает с одной стороны бесконечной, поскольку в ней нет ни начала ни конца, а с другой – ограниченной сферой. В реальном пространстве мы этого никак не почувствуем, поскольку все трехмерное пространство лежит на плоскости этой сферы, и куда бы мы не летели, рано или поздно вернемся в исходную точку.

Отсюда следуют интересные выводы – что свет от одной галактики мог идти к Земле двумя различными маршрутами, поэтому одна и та же галактика может нам предстать в двух различных частях неба и в разные периоды времени ее существования.

Но что самое интересное – в одной из таких галактик мы можем рано или поздно найти нашу собственную и разглядеть самих себя со стороны, какой она была раньше – миллиарды лет назад. Для подтверждения этих выводов нужно будет искать и сравнивать однотипные галактики, чтобы выявить их идентичность.

Фактически Вселенная похожа на зал зеркал, многократно отражающих одно и тоже изображение внутри.

Соответственно размеры Вселенной нетрудно посчитать. Они оказались всего в 70 миллиардов световых лет в поперечнике. Но поскольку в физическом смысле поперечником нужно считать длину окружности сферы, то сама сфера Вселенной имеет радиус всего в 11 миллиардов световых лет.

То есть наше пространство существует на некой поверхности мыльного пузыря, где можно путешествовать и могут распространяться взаимодействия между материей. А внутри пузыря ничего нет.

Расчеты показывают, что ключевая мера плотности вещества во Вселенной, которая управляет искривлением пространства в эту сферу, равна примерно 1.013. Полностью плоское пространство соответствовало бы плотности равной 1. Наблюдения микроволнового фонового излучения пока показывают оценки плотности где-нибудь между 1.00 и 1.04. Дальнейшие наблюдения WMAP и другими инструментами должны дать более точный ответ в течение следующих нескольких месяцев.
-------------------------------------------------------------------------------Информация для контакта:

UK CONTACT - Claire Bowles, claire.bowles@rbi.co.uk, 44-207-331-2751, New Scientist
US CONTACT - Michelle Soucy, New Scientist Boston Office: Tel: 617-558-4939 or email michelle.soucy@newscientist.com.

США: найдена первая "тёмная" галактика
Астрономы из Университета Калифорнии в Беркли обнаружили первую "тёмную" галактику, сообщает журнал New Scientist. Возможно, это открытие позволит ответить не некоторые вопросы, связанные с теорией так называемой тёмной материи.

Астрономический объект, известный под кодовым названием HVC 127-41-330, находится в двух миллионах световых лет от Земли и представляет собой облако из водорода и пыли. Американские учёные изучали его при помощи радиотелескопа Аресибо на острове Пуэрто-Рико.

Как выяснилось, объект быстро вращается - настолько быстро, что без сильного внутреннего источника гравитации он давно бы прекратил существование. Однако никакого источника гравитации не наблюдается. Учёные считают, что всё дело в тёмной материи. По их мнению, облако, по меньшей мере, на 80% состоит именно из неё.

Непосредственно тёмную материю пока никто не обнаружил, но косвенные данные свидетельствуют, что Вселенная на две трети состоит из тёмной материи. Существование тёмной материи объясняет некоторые наблюдаемые явления. Без тёмной материи у галактик была бы совсем другая форма, а сверхновые звезды вспыхивали бы ярче.

Если гипотеза, объясняющая загадку объекта HVC 127-41-330, верна, это, возможно, объясняет, почему количество наблюдаемых карликовых галактик настолько расходится с теорией, пишет New Scientist. В нашей локальной группе галактик найдены только 35 карликовых галактик. При моделировании процесса образования галактик получаются совсем другие цифры - карликовых галактик должно быть около 500.
Не исключено, что большинство карликовых галактик - тёмные. Их масса невелика, и гравитационные силы в них слишком слабы, чтобы сформировать из газа звёзды.

США: астрономы датировали "переворот" во вселенной
Эпизод, когда отталкивающая сила темной энергии преодолела гравитацию и начала ускорять продолжающееся до сих пор расширение Вселенной, был впервые датирован. "Это произошло пять миллиардов лет назад", - утверждает Адам Райсс, астроном из Space Telescope Science Institute (США). – "После этого Вселенная прекратила замедляться и снова начала ускоряться".

Райсс и его коллеги изучили удаленные сверхновые. Они провели два года, наблюдая за светом шести таких бывших звезд, который они испустили 9-11 миллиардов лет назад. Они обнаружили, что этот свет был ярче, чем можно было ожидать по их красному смещению – это значит, что в то время ускорения расширения Вселенной не было. И это было необходимо для образования галактик, считают астрономы.

Все это значит, что после Большого Взрыва вещество во Вселенной было расположено достаточно плотно, так что гравитация одолевала силу отталкивания. Но при удалении галактик друг от друга темная энергия стала оказывать все более заметное влияние. Короткий период эти силы находились в равновесии и расширение Вселенной происходило практически с постоянной скоростью. Затем, пять миллиардов лет назад, темная энергия одержала верх